Световой баланс.

Освещение магазинов
Световой баланс.

Планируя освещение магазинов, обращайте особое внимание на баланс между интенсивностью общего освещения торгового зала магазина и акцентной подсветкой тех зон, на которые вы хотели бы обратить особое внимание покупателя.
Современные концепции освещения магазинов предполагают наличие в торговом зале общего и акцентного освещения. Сегодня владельцев магазинов уже не надо убеждать в необходимости акцентного освещения. Освещение магазинов практически всех форматов строится по одним и тем же принципам: общий свет + акцентная подсветка. Особо продвинутые концепции освещения добавляют к этому декоративное освещение, не имеющее функционального значения, но служащее в целях украшения торгового пространства.
Вне всякого сомнения, ярко освещенный магазин выделяется из ряда других, где торговое освещение не изобилует таким количеством «люкс» («люкс» – единица измерения освещенности.). В такой магазин хочется зайти. Но что дальше?..
Природой заложена тяга человеческого глаза к более интенсивно освещенным объектам. Поэтому общее освещение торгового зала не должно быть таким же ярким, как и акцентное освещение. Сформировав правильный световой баланс между акцентным и общим освещением можно существенно повысить внимание покупателя к освещенным зонам с товаром, проложить путь покупателя по торговому залу, существенно повысив продажи.
Освещение магазинов может быть интенсивнее к дальней и противоположной от входа стене, если торговый зал имеет прямоугольную форму. Таким образом построенное торговое освещение подсознательно ведет покупателя через весь торговый зал, давая возможность продемонстрировать максимально возможное количество экспозиций с товаром.
В освещении магазинов non-food сегмента целесообразно поддерживать световой баланс общего и акцентного освещения на уровне не менее 1 к 2. То есть, если освещение торгового зала в проходах между оборудованием составляет в среднем 750 люкс, то значение освещенности на оборудовании должно составлять не менее 1500 люкс. Стоит отметить, что соотношение 1 к 2 для общего и акцентного освещения является минимально рекомендуемым, исходя из практики реализации проектов освещения магазинов различных торговых марок и норм освещенности. Чем больше будет это соотношение, тем эффектнее товар будет представлен покупателю вашего магазина. Например, соотношение 1 к 3 или 1 к 4 будет более красивым, эффектным и «драматичным», т.е. будет подталкивать покупателя к покупке именно на эмоциональном уровне.
Однако, это не означает, что надо доводить акцентное освещение до 5000 люкс! Напротив, стоит подумать о снижении значения освещенности проходов между оборудованием, сделав общее торговое освещение минимально достаточным. 300 люкс будет вполне достаточно для проходов и других неосновных зон торгового зала магазина модной одежды, обуви, ювелирных изделий и других магазинов.
Освещение магазинов некоторых торговых марок строится вообще без участия светильников для общего освещения. К таким концепциям торгового освещения можно отнести освещение магазинов торговой марки VERO MODA, LO ряда других. Освещения от светильников для акцентной подсветки оказывается достаточно для того чтобы и в проходах между освещаемым оборудованием выполнялись минимальные нормы освещенности для торговых залов. Однако, это решение не является универсальным или самым верным. В любой концепции освещения необходимо искать свой индивидуальный световой баланс, ограничиваясь минимальным и максимальным пределом.
Сергей Исполатов
Компания "СТК Системы освещения".

Санкт-Петербург Свяжитесь с нами