Освещение магазинов светодиодными светильниками.

Освещение магазинов

Светодиодное освещение - наиболее быстро развивающийся и перспективный вид искусственного освещения. За последние пять лет благодаря появлению новых технологий стоимость светодиодных световых приборов снизилась в 40 раз!
Производители светодиодов активно улучшают характеристики своих изделий. Еще не так давно компаниям удавалось серийно выпускать диоды со световой отдачей 80-90 Люмен на Ватт, далее 110 Лм/Вт, 130 и 140 Лм/Вт., и вот в декабре прошлого года появилась информация о начале серийного выпуска компанией CREE диодов со световой отдачей 200 (!) Лм/Вт.
Однако, со светодиодными светильниками и лампами не все так однозначно. Помимо очевидных перспектив и плюсов этой технологии, есть и очевидные минусы. Хорошие светодиодные светильники стоят дорого. Российский же рынок буквально наводнен недорогими китайскими изделиями сомнительного качества.
К вопросу применения светодиодных светильников и ламп для освещения магазинов стоит подходить взвешенно. Многое из того, что говорят о светодиодах, является слухами и пиаром производителей. В каких-то случаях применение светодиодов в освещении магазинов оправдано, а в каких-то несет разочарование.
Я лично не советую своим клиентам торопиться с установкой в своих магазинах светодиодных светильников и ламп. Пока этот вид световых приборов не способен полностью заменить в торговых залах металлогалогенные, галогенные и люминесцентные светильники.
При выборе светодиодных светильников и ламп для торгового освещения стоит обращать внимание на те же характеристики, что и при подборе традиционных светильников. К таким характеристикам относятся спектр света (цветовая температура), индекс цветопередачи, потребляемая мощность, световой поток, срок службы, внешний вид и дизайн, габариты и вес, удобство монтажа и обслуживания.
Принято считать светодиодные светильники энергосберегающими. Но на практике это не всегда справедливо.
Если сравнивать светодиодные светильники с металлогалогенными, то говорить об энергосбережении будет неправильно. Соотношение потребляемой электроэнергии с выдаваемым световым потоком у металлогалогенных и светодиодных светильников на сегодняшний день примерно одинаковые (около 90 Люмен на Ватт)
Зачастую, замена системы освещения торгового зала на светодиодную приводит к снижению уровня освещенности. Светильники действительно потребляют меньше электроэнергии, но при этом они и выдают меньше света. Такая «экономия» может «выйти боком».
При этом, для отвода тепла от светодиода требуется внушительных размеров радиатор. Если его нет, светодиод очень быстро деградирует. Таким образом, светодиодный светильник мощностью 70 Вт будет в несколько раз больше и тяжелее, металлогалогенного светильника аналогичной мощности.
Что касается срока службы, то порядочные производители, дорожащие своей репутацией, никогда не скажут, что срок службы их светодиодного светильника 100000 часов. Такие заявления - миф китайских производителей. На самом деле уже после 24000 часов у большинства известных светодиодов (за исключением СОВ) наблюдается значительное снижение выдаваемого светового потока. Что касается, светодиодных матриц, так называемых СОВ или «яичницы», то здесь срок службы еще скромнее.
Если говорить о цветопередаче, то здесь тоже все неоднозначно. При декларируемых производителями светодиодных источников света параметрах, фактически, только у самых дорогих и продвинутых они достигают значений металлогалогеных ламп. При этом существуют серии металлогалогенных ламп, например, MASTER COLOR ELITE, у которых значения CRI еще выше. Так что по этому показателю светодиодные светильники тоже не выигрывают у металлогалогенных.
Вывод – для акцентного освещения на сегодняшний день металлогалогенные светильники наилучший вариант.
Люминесцентные светильники уже являются энергосберегающими. Поэтому ощутимого экономического эффекта от замены их на светодиодные вы не получите. Вложения окупятся минимум через 2 – 2,5 года.
Цветопередачу вы также существенно не улучшите. При том, что светильники с люминесцентными лампами используются в основном для общего освещения, значения индекса цветопередачи в данном случае не так важны, как в случае с акцентным освещением.
Основным типом люминесцентных светильников, которые принято менять на светодиодные, являются потолочные светильники 2х36 Вт и 4х18 Вт с лампами Т8 (цоколь g13). Причем, возможны варианты: полная замена светильника одного типа на светильник другого типа или замена только ламп.
Явным преимуществом светодиодных светильников перед люминесцентными является меньший коэффициент пульсации. Иными словами, люминесцентные лампы больше мерцают. От этого глаза устают, снижается производительность труда.
Однако, стоит сделать оговорку – это касается только качественных ламп. Мне попадались дешевые светодиодные лампочки, у которых пульсация даже превышала показатели люминесцентных источников света.
Галогенные лампы являются самыми неэффективными с точки зрения значений потребляемой электроэнергии и выдаваемого количества света из всех типов ламп, применяемых для освещения магазинов. Эти лампы имеют КПД чуть больший, чем у ламп накаливания. Это вполне понятно. По сути, это те же лампы накаливания, только оснащенные дополнительными устройствами, улучшающими их эффективность – рефлекторами.
Замена галогенных ламп на светодиодные выглядит экономически целесообразной. Вложения окупятся уже через год – полтора.
Не все лампы пока можно заменить без потери освещенности. На сегодняшний день возможна безболезненная замена галогенных ламп типа MR16, GU10, AR111 мощностью до 35 Вт. Для замены более мощных ламп требуются большие габариты радиаторов светодиодных ламп. Соответственно, такие лампы не всегда уместны в интерьере магазина.
На фото светодиодная лампа PAR30 мощностью 14 Вт., установленная в трековый светильник HIT. Световой поток лампы (реальный) около 1000 Лм. Если требуется больше света, то дизайн светового прибора может быть менее привлекательным.
Несмотря на меньший срок службы и энергоэффективность в сравнении с остальными типами ламп, у «галогенок» есть одно неоспоримое преимущество. Эти лампы обладают самым высоким индексом цветопередачи. Имитируя солнечный свет, они обеспечивают товарам подсветку с наименьшими искажениями света.
В этом компоненте светодиодные источники света заметно уступаю галогенным. В течение 2011 года в одном из торговых центров столицы Великобритании проводился эксперимент. В витрине, состоящей из трех одинаковых секций с расположенными внутри одинаковыми товарами, были установлены источники света трех типов: галогенные, светодиодные и светодиодные с улучшенными характеристиками, в каждой секции свой тип освещения.
В опросе на тему «в какой из трех секций витрины вам больше нравится товар» принимали участие профессиональные светотехники и непрофессионалы рынка. Мнения тех и других совпали. Несмотря ни на что, товар в секции витрины, подсвеченной галогенными лампами, выглядел более привлекательным.
Применение светодиодных светильников и ламп для освещения магазинов оправдано в частных случаях. Например, светодиодные линейки нашли свое применение в подсветке ювелирных витрин. Довольно часто светодиодное освещение можно встретить в витринах с сотовыми телефонами и другой цифровой техникой.
Также, при помощи светодиодных источников света можно решать задачи подсветки отдельных элементов интерьера торгового зала.
Если говорить о серьезном применении светодиодного освещения для магазинов, то на Западе каждый такой проект является индивидуальным. Это больше похоже на ателье по индивидуальному пошиву костюма, а не на универмаг, где продаются готовые решения, которые могут устроить большинство потребителей.
Есть еще один аспект применения светодиодных светильников для освещения магазинов. Это так называемый фактор WOW. Покупатель, приходя в магазин, хочет, чтобы его удивляли. Шопинг уже давно потерял утилитарный характер. Светодиодное освещение, благодаря всеобщему пиару, ассоциируется в сознании покупателя с чем-то модным, инновационным, современным. Чем не WOW, если в магазине висят светодиодные светильники? Тем более, если конкуренты уже повесили у себя светодиодные светильники, то отставать никак нельзя!
Главное, подойти к вопросу взвешенно. Чтобы не было разочарований от применения светодиодного освещения, обратитесь к профессионалам. Лучше, если компания торгует не только светодиодными светильниками, а и другими, традиционными световыми приборами. Иначе, мнение не всегда может быть объективным.
С.Исполатов
СТК Системы освещения

Санкт-Петербург Свяжитесь с нами