Освещение магазина в нескольких уровнях.

Освещение магазинов
Освещение магазина в нескольких уровнях.

В современном торговом освещении принято использовать комбинацию различных световых приборов. Подвесные светильники, встраиваемые в потолок, трековые системы освещения, светодиодная подсветка, устанавливаемая в торговом оборудовании, представляют собой единую систему многоуровневого освещения. Использование различных типов светильников и вариантов их установки дает возможность лучше подсвечивать товар, расставлять световые акценты и создавать общую привлекательную световую среду торгового помещения.
При проектировании многоуровневого освещения следует четко понимать задачи, которые необходимо решить, а также учитывать специфику помещения. Геометрия некоторых торговых помещений может накладывать определенные ограничения на использование тех или иных типов светильников. В помещениях со сложной конфигурацией торгового зала, многоуровневыми потолками или отсутствием подвесного потолка условия диктуют необходимость применения нескольких уровней освещения.
При создании многоуровневого освещения можно выделить несколько уровней и разделить их по функционалу и типам и месту установки.
1 уровень – общее освещение. Его можно установить выше светильников акцентного света. Для общего освещения принято использовать встраиваемые потолочные светильники типа «даунлайт». Такие светильники могут быть люминесцентными, металлогалогенными или светодиодными. Применение галогенных светильников нежелательно ввиду низкого КПД.
Если подвесной потолок не предусмотрен проектом торгового помещения, то можно установить подвесные светильники, закрепив их непосредственно к основному потолку. Такой прием был использован в мега-store «МЕГА ДЖИНС», где были установлены подвесные металлогалогенные светильники EVO.


2 уровень – акцентное освещение. Светильники акцентного освещения устанавливаются в непосредственной близости от объектов подсветки: стеллажей, островных секций, пристенного торгового оборудования, постеров, манекенов и др.
При проектировании системы акцентного освещения в торговом зале важно соблюдать некоторые правила. Светильники необходимо устанавливать на высоту 3,2 – 3,5 метра от уровня пола. Для подсветки пристенного торгового оборудования рекомендуется отступить от стен 1,5 метра, при том что стандартный габарит торгового пристенного оборудования составляет 0,6 м.
3 уровень – подсветка, устанавливаемая непосредственно в торговом оборудовании. Есть несколько распространенных вариантов такой подсветки. Она может быть функциональной (для обеспечения освещения товара) или акцентирующей и привлекающей внимание.

Подсветка витрин.
Подсветка витрин с ювелирными украшениями, кожгалантереей, аксессуарами является функциональной. Светильники или лампы, устанавливаемые в витринах, подсвечивают товар. В случае представления товара в витринах, в силу специфики данного товара, наиболее выигрышным вариантом освещения будет комбинация верхнего акцентного освещения и подсветки установленной в самих витринах.
Чаще всего, для подсветки витрин используют светодиодные линейки. Эти световые приборы долговечны, хорошо освещают пространство витрины, легко монтируются и практически незаметны при правильном расположении внутри витрин.
Светодиодные линейки наиболее активно используются в освещении ювелирных витрин. Их также применяют для подсветки витрин компании, продающие сотовые телефоны и прочую мелкую технику. Освещение комбинацией трековых светильников, установленных на осветительный шинопровод, и светодиодными линейками, установленными внутри витрин, применено в салонах «Евросеть».


Подсветка полок глубоких стеллажей.
Зачастую при использовании стеллажей с глубокими полками технически невозможно полностью осветить поверхности всех полок светильниками акцентного освещения, установленными на потолке, например, трековыми системами освещения или встраиваемыми поворотными светильниками направленного света. Свет, падающий сверху, не может проникнуть вглубь стеллажа. В этом случае, в стеллажах устанавливается функциональная «местная» подсветка. Такой прием был использован при освещении магазина «Киддерия». В больших стеллажах для демонстрации детских автомобильных кресел и крупногабаритных игрушек была установлена светодиодная внутренняя подсветка. При этом с внешней стороны стеллажи подсвечиваются трековыми металлогалогенными светильниками HIT 70W.


Подсветка «контражур».
Различные варианты подсветки, устанавливаемые в торговом оборудовании, позволяют привлекать внимание покупателей, т.е., по сути, являются акцентирующими. Также, нельзя не отметить декоративный эффект некоторых вариантов подсветки.
Если в пристенном торговом оборудовании используются зашивки из стекла, то логично установить за матовое стекло осветительные приборы. Получится красиво, эффектно и не дорого, если использовать люминесцентные светильники с линейными лампами Т8. Мягкий струящийся сквозь матовое стекло свет украсит торговый зал и привлечет внимание покупателей к торговым стеллажам.
Еще одним популярным и выразительным приемом является размещение светильников по контуру за зашивками пристенного торгового оборудования. Такая подсветка «контражур» смотрится очень эффектно. Для создания подсветки можно использовать все те же люминесцентные линейные светильники или светодиодные ленты. Если применять ленты, подсветка получится более равномерной.
Применение различных комбинаций освещения для решения задач качественной подсветки различных видов товара определенно дороже, чем, к примеру, вмонтировать в потолок несколько десятков или сотен одинаковых светильников ровными рядами. Однако, и качество освещения будет разным. В последнее время, в связи с усилением конкуренции в ритейле, вес больше торговых марок задумываются о создании качественного освещения магазинов с применением всех уровней освещения.
Всегда интересно работать на проектах с несколькими уровнями освещения. Сложные задачи требуют более внимательного подхода. При их решении появляется бесценный опыт, а результат таких проектов всегда более ценен.

С.Исполатов
СТК Системы освещения.



Санкт-Петербург Свяжитесь с нами