Освещение продуктовых магазинов.

Освещение магазинов
Освещение продуктовых магазинов.

В наших статьях мы не часто касаемся темы освещения магазинов продуктов питания. Виной этому однообразность и скучность проектов освещения подобных магазинов. Ровные ряды недорогих простейших люминесцентных светильников - вот картина, которую можно наблюдать в большинстве российских маркетов.
Пожалуй, только крупные сети гипермаркетов серьезно подходят к освещению своих торговых площадей. Остальные довольствуются общим освещением с равномерной заливкой светом торгового зала.
В последнее время, в связи с ужесточением конкуренции, интерес к теме освещения среди более мелких форматов немного усилился. Универсамы, супермаркеты и даже магазины "шаговой доступности" все чаще обращаются к специалистам с просьбой спрооектировать грамотное освещение торговых залов и подобрать осветительное оборудование.
Возможно ли без значительных финансовых вливаний установить в маленьком магазине хорошее осветительное оборудование?
Сразу оговоримся, что под словосочетанием «хорошее осветительное оборудование» мы понимаем такие светильники, которые могут обеспечить качественное освещение товара с высокой цветопередачей.
Это можно сделать без особых финансовых вливаний, просто заменив лампы в светильниках.
Если говорить об изменении самой концепции освещения, то небольшие инвестиции все же понадобятся.
Какие виды осветительного оборудования есть, и какие светильники для чего стоит использовать?
Чаще всего в небольших магазинах используются потолочные светильники 4х18Вт с люминесцентными лампами. В универсамах и гипермаркетах чаще всего можно встретить люминесцентные светильники 2х36Вт.
Этим типом осветительного оборудования можно решить задачу общего освещения. Если говорить о формате магазина «у дома», то этого вполне достаточно.
Если рассматривать формат универсама или супермаркета, не говоря уже о гипермаркетах, то здесь, конечно, необходимо еще и акцентное освещение.
Под акцентным освещением понимается освещение отдельных зон выкладки товара. Например, «фруктовый развал», отдел свежей рыбы, замороженные продукты, сыры, мясной отдел, кулинария, кондитерский отдел и свежая выпечка, промо-зоны, кассы.
Для каждой из этих зон есть свои правила подсветки и свое осветительное оборудование.
Стоимость всей системы освещения магазина зависит от характеристик и особенностей помещения, но в большей степени, стоимость зависит от концепции освещения. Если это просто равномерное общее освещение магазина, то можно уложиться в 500 рублей на кВ.м. Если вы хотите сделать «правильное освещение» и помимо общего света предусмотреть акцентную подсветку, то стоимость может увеличиться в 1,5 – 2 раза.
Также, стоимость системы освещения магазина может варьироваться в зависимости от специализации магазина. Например, магазин фирменной торговли обойдется дороже обычного небольшого продуктового магазина. Опять же, магазин, претендующий на более дорогой сегмент ,просто обязан потратить больше денег, в том числе и на освещение.
К сожалению, в нашей стране культура розничной торговли еще не настолько высока, как, скажем, в Финляндии. Там, даже в самых небольших и самых простых магазинчиках есть и общее и акцентное освещение, в виде встраиваемых светильников направленного света, чаще в виде трековых систем освещения с прожекторами.
Как располагать светильники в магазине прилавочного типа?
Покупатель пришел в магазин за товаром. Исходя из этого в магазине, прежде всего, должен быть хорошо подсвечен товар. Поэтому располагайте светильники над прилавками с товаром. Если товар стоит на полках, необходимо расположить светильники так, чтобы эти полки были хорошо освещены. Существует такое понятие как «световой баланс». Освещенность товара должна быть не менее чем в 2 раза ярче, чем освещенность в проходах и других местах магазина. Все внимание на товар! Доказано, что акцентное освещение, при прочих равных условиях, увеличивает продажи на 20%.
Какой порядок работ при проектировании и установке освещения в магазине?
Обычно, светотехнические компании, предлагающие осветительное оборудование выполняют проект бесплатно. Для того чтобы сделать расстановку светильников вам понадобится план расположения торгового оборудования в AutoCAD. В соответствии с этим планом светотехник определяет расположение светильников и их количество, а затем в специализированной программе рассчитывает насколько светло или темно получится в торговом зале. Опытный специалист может и без этого расчета определить на сколько хорошо будет освещен магазин.
Для того чтобы проиллюстрировать сказанное выше рассмотрим 2 варианта с планировкой совершенно реального небольшого универсама. Общее освещение выполнено люминесцентными светильниками. Клиент обратился в нашу компанию с просьбой сделать ему проект акцентного освещения и выделить определенные зоны выкладки товара. Нашими специалистами было предложено выделить зону "фруктового развала" (она на плане обозначена "Овощи фрукты"), зону выпечки и кондитерских изделий (на плане надпись "Пичь") и зону мясных деликатесов и охлажденного мяса (соответсвующая надпись на плане).
Для "фруктового развала" были предложены подвесные светильники SFERA с металлогалогенными лампами BLV G12 70W. Светильники подвешены над островной секцией с фруктами (на плане обозначены двумя большими красными кружками). Для освещения этой зоны выбраны металлогалогенные лампы теплого спектра, т.к. освещение овощей и фруктов требует применение ламп с цветовой температурой 2500-3000К (теплый и сверхтеплый спектр).
Для подсветки зоны выпечки применены трековые системы освещения с размещенными на них компактными прожекторами. ВУ прожекторах также установлены металлогалогенные лампы теплого спектра. Эта категория товаров также требует соответствующего спектра света.
Осветительный шинопровод расположен углом, вдоль прилавков с выпечкой. Светильники направлены вниз на прилавки и отлично подсвечивают именно товар. При этом за счет установленного в светильниках сферического отражателя с углом раскрытия светового потока 45 градусов свет не слепит стоящих за прилавком продавцов.
Третья зона, для которой было спроектировано акцентное освещение, подсвечена в первом варианте светильниками 4х18Вт. В данные светильники установлены люминесцентные лампы холодного спектра. Во втором варианте акцентного освещения этой зоны применены светильники CENTRE 2х26W с компактно-люминесцентными лампами OSRAM DULUX G24d3.
Люминесцентные лампы холодного спектра имеют едва заметный розовый или красноваты оттенок. Это как раз то что нужно для мясных деликатесов и свежего мяса. Красноватый свет ламп компенсирует приглушенный естественный цвет некоторых продуктов, добавляя им визуальной свежести и делая их более желанными для покупателей.
С.Исполатов
СТК Системы освещения.



Санкт-Петербург Свяжитесь с нами