Нестандартное освещение.

Доступно о светотехнике

Как уже упоминалось в предыдущих статьях, освещение магазинов перестает быть только общим и акцентирующим. Современная тенденция в освещении торговых площадей – применение декоративного освещения для создания дополнительных уникальных отличий торговой марки.
Совершенствование технологий производства постепенно привело к тому, что все товары стали качественными. Конкурировать на основе качества становится все труднее. Единственным аргументом для покупателя, кроме низкой цены, становится бренд и все что его поддерживает, в том числе и торговое освещение. Поиск новых «фишечек» для концепций дизайна торговых пространств современных магазинов неизбежно обращает внимание архитекторов и дизайнеров на новые технологии и приемы освещения.
Остановимся на некоторых из них.
Применение светильников с цветными фильтрами.
Галогенные и металлогалогенные прожектора могут быть оснащены дополнительными устройствами – оптическими и цветными фильтрами. Оптические фильтры (линзы) позволяют создать концентрированный узконаправленный пучок света. Удаляя/приближая линзу к источнику света в прожекторе (лампе), можно регулировать градус рассеивания светового потока. Цветные фильтры позволяют окрасить световой поток в различные цвета.
Подобное оборудование применяется в театральном и концертном сценическом освещении. Кстати, практически все современные западные светодизайнеры и архитекторы, говоря об освещении торговых пространств, сравнивают освещение магазинов с театральным сценическим освещением. В частности, много внимания уделяется созданию драматических, сюжетных композиций в витрине во многом благодаря определенной постановке освещения, использования «игры света и тени».
Применение прожекторов с цветными и оптическими фильтрами возможно, например, для создания неординарных цветных сцен освещения в витринах. Возможно, именно цветное освещение витрин тренд ближайшего будущего в России, т.к. театральность и драматизм сцен освещения стали нормой для западных брендов.
Однозначно, яркая цветная витрина будет выделяться в ряду однообразно подсвеченных металлогалогеными или галогенными светильниками витрин. Сдерживает повсеместное распространение такого приема лишь дороговизна осветительного оборудования. Например, металлогалогенные прожектор SEVEN итальянской фабрики IVELA, оснащенный регулируемой системой оптических и цветным фильтром стоит более 400 евро. С учетом того, что в стандартную витрину таких прожекторов понадобится 4-5 штук, бюджет на освещение получается довольно внушительный.
Цветные металлогалогенные лампы.
«Окрасить» витрину или фокус-стену торгового зала можно также, используя цветные металлогалогенные лампы. Цветные металлогалогенные лампы примерно в три раза дороже обычных металогалогенных ламп. Их можно использовать в металлогалогенных светильниках и прожекторах вместо обычных ламп. Специальная аппаратура или дополнительные устройства не требуются. Поэтому, создание цветного освещения при помощи светильников, использующих цветные металлогалогенные лампы дешевле, чем светильниками с цветными фильтрами или светодиодными светильниками. Однако, насыщенность определенным цветом светового потока на порядок ниже, чем у светильников с цветными фильтрами или RGB светодиодных прожекторов.
Светодиодные прожектора и светильники.
Раз уж мы заговорили о светодиодных прожекторах, то коротко остановимся на применении светодиодных цветных светильников и прожекторов в освещении торговых залов современных магазинов. Светодиодные светильники могут быть монохромными, т.е. светиться одним определенным цветом, красным или синим, например.
Другой вариант – RGB-светодиодные светильники. В этом случае специальный контроллер обеспечивает изменение цвета свечения светильников согласно заложенной в него программе. Обычно, программа обеспечивает плавную смену нескольких основных цветов: синий, красный, оранжевый, зеленый. Существуют также светодиодные светильники и устройства позволяющие «смешивать» цвета и получать до 256 млн. оттенков базовых цветов. Цвета получаются особенно насыщенными, а оттенки поражают воображение.
Надо сказать, что западные светодизайнеры и архитекторы, проектирующие торговые пространства активно используют светодиодные светильники в своих концепциях освещения. Ярким примером такого использования является проект освещения нового концепта магазина HUGO BOSS, открывшегося недавно в Нью-Йорке. В концепцию освещения магазина включена светодиодная инсталляция. Целая светодиодная стена, плавно меняющая цвет свечения, размещена в торговом зале магазина. Выглядит впечатляюще. А главное, достигает своей цели – поразить воображение покупателя, погрузить его в «другой» отличный от реальности мир, сделать из демонстрации товара в торговом зале шоу, чтобы клиент находился в торговом зале, как можно дольше, и его сопровождало приподнятое настроение, схожее с тем, что мы испытываем при посещении шоу мировой звезды.
С.Исполатов
Компания «СТК Системы освещения»

Санкт-Петербург Свяжитесь с нами