Акцентное освещение. Акцентирующий фактор.

Доступно о светотехнике

В материалах, публикуемых на svetstk.ru, мы регулярно затрагиваем тему акцентного освещения. Прежде всего, это происходит потому, что компания "СТК Системы освещения" специализируется на освещении магазинов. А именно в освезении магазинов акцентное освещение играет наиважнейшую роль.
Мы уже рассказывали о том, как правильно строить освещение торговых залов, соблюдая световой баланс между общим и акцентным освещением. Также, неоднократно упоминалось и об освещении витрин магазина и создании "драмматических" сцен освещения композиций внутри витрин при помощи светильников направленного света.
Наши выводы об особенностях построения акцентного освещения магазинов в большей степени были основаны на богатом практичсеком опыте в реализации светотехнических проектов торгового освещения. В этой статье мы хотим познакомить вас с теорией акцентного освещения и дать понятие "акцентирующего фактора".
Визуальный эффект от освещения трехмерного объекта определяется двумя вещами: соотношением яркости освещаемого объекта и фона, называемым контрастом, и игрой "света и тени" на самом объекте за счет его формы, текстуры и положения источника света. Для получения требуемого контраста очень важны диаметр, размер и форма пучка источника света.

При планировании акцентного освещения важно определить требуемый эффект восприятия освещаемого объекта или композиции. Эффект от акцентного освещения может варьироваться в зависимости от используемого светотехнического оборудования от "заметного" до "очень драматичного". Градация этого эффекта оценивается акцентирующим фактором.
Акцентирующий фактор расчитывается как отношение освещенности в пятне или на освещаемом объекте к общей освещенности. На практике это то, о чем мы писали в статье "СВетовой баланс". "Заметным" считается акцентирующий фактор 2:1. Акцентирующий фактор 5:1 - уже "слабый театральный", 15:1 - театральный, 30:1 - "драматичный", 50:1 - "очень драматичный".
"Драмматичный" и "очень драмматичный" световой эффект от акцентного освещения может быть достигнут только при крайне низком уровне общего освещения. Например, в затемненной витрине, или в отдельных зонах торговго зала, где отсутствуют источники общего освещения.
Правила расчета акцентирующего фактора гворят о необходимости соотнесения освещенности в пятне к общей горизонтальной освещенности на высоте 1 метр от пола в зоне освещаемого объекта.
Для построения акцентного освещения с вышеперичсленными значениями акцентирующего фактора крайне важны характеристики светового пучка осветительных приборов, используемых в данном случае. Для определения характеристик светового пучка светильников и ламп используют понятие К-фактор. К-факторы подразделяются на 5 категорий.

На данных изображениях хорошо видны эффекты, создаваемые различными по классификации К-факторов световыми пучками. Эти эффекты являются результатом только акцентного освещения, полностью исключая вшнешнее общее освещение.
Характеристики светового пучка формируются лампой, отражателем светильника, отражателем лампы (например, у ламп AR111 или металлогалогенных ламп CDMR111) или дополнительными аксессуарами, шторками, оптическими фильтрами.
В совокупности или отдельно друг от друга данные устройства спсобны создавать световые пучки от сверхчетких, выражающихся на освещаемом объекте пятном света с четкими границами, до размытых, которые будут выражены рассеянным освещением на объекте. Понятно, что для акцентного освещения больше необходимы световые приборы, способные создавать более четкие световые пучки.
К категория К1 по классификации К-фактор относятся световые пучки, спсобные создавать на освещаемом объекте световое пятно с четко выраженными очертаниями без рассеянного света. Такой эффект достигается за счет использования механических и оптических устройств, ограничивающих световой поток лампы и устраняющих рассеянный свет.
К таким устройствам, как уже говорилось выше, относятся шторки для прожекторов и специальная оптика. При помощи этих устройств могут быть сформированы световые пучки различной формы. Например, световое пятно может быть в форме любой несложной геометрической фигуры.
Классу "К1" могут световые пучки малой и высокой интенсивности. Имеется в виду, что можно сформировать световой поток металлогалогенных ламп или малоинтенсивный световой поток галогенной лампы небольшой мощности. Все зависит от задач освещения и конструкции светильника, лампы и вспомогательных устройств.
К классу "К2" относятся световые пучки формирующие на освещаемом объекте световое пятно с достаточно четкими очертаниями и небольшим количеством рассеянного света. Такой световой пучок идеально подойдет для создания театральных и драмматических эффектов акцентного освещения. Этому классу, обычно, соответствуют светильники с очень интенсивными световыми пучками: металлогалогеные прожектора или галогенные светильники с лампами прожекторного типа с интегрированным в корпус лампы отражателем (имеется в виду AR111 и PAR30, PAR20, PAR38).
Класс "К3". Данному классу соответствует резкий переход от яркого пятна к зоне рассеянного света. Зона рассеянного света воспринимается в виде "кольца" вокруг светового пятна. ДЛя создания такого эффекта подойдут светильники с световыми пучками высокой интенсивности, предназначенные для создания театральных эффектов.
Класс "К4" отличается мягким переходом от относительно яркого светового пятна к зоне рассеянного света. При этом рассеянный свет участвует в общем освещении окружения объекта.
Класс "К5" - это равномерный широкий пучок, не создающий видимого пятна. Для акцентного освещения этот тип не очень подходит, хотя и используется во многих российских модных магазинах. Профессионалы все же рекомендуют использовать этот тип для общего или дополнительного освещения.
С.Исполатов
Компания "СТК Системы освещения"
При подготовке статьи использованы материалы компании PHILIPS.

Санкт-Петербург Свяжитесь с нами