Освещение витрин для целей визуального мерчандайзинга.

Освещение магазинов
Освещение витрин для целей визуального мерчандайзинга.

Освещение витрин является важным элементом концепции освещения магазинов. Профессиональная подсветка витрин связана с процессом творчества, дизайна освещения и применением всего спектра светотехнического оборудования. Грамотно сделанное освещение витрины магазина способно привлечь покупателя в магазин и более того создать определенное настроение

Хорошее освещение может направлять глаза клиентов, проявить все великолепие цвета товара, продемонстрировать красивую выкладку и детали пошива, а также подчеркнуть достоинства, продавая товар клиенту еще до непосредственной продажи.

Попытаемся дать несколько общих рекомендаций по освещению витрин и выделить три основных направления, концепции, в освещении витрин.

Первый и основной совет, без которого все остальные теряют смысл, - светильники для освещения витрины необходимо располагать таким образом, чтобы свет не «бил» в глаза при взгляде на витрину. Реализовать это правило возможно, если располагать светильники как можно ближе к стеклу (внешней границе витрины) и направлять их внутрь витрины.

Традиционно подсветку витрины выполняют при помощи встраиваемых поворотных светильников или прожекторов для трековых систем освещения установленных в потолок витрины. Однако, возможны варианты установки прожекторов на шинопроводе или настенном креплении на пол витрины или на боковые стенки.

Для подсветки витрин принято использовать металлогалогенные или галогенные светильники направленного света, обычно применяемые для акцентного освещения магазинов. Мощность светильника и тип лампы определяют два общих подхода к освещению витрины.

Общая подсветка витрин.

Первый подход, условно назовем его «сделай как можно ярче», основан на равномерном освещении всего пространства витрины большим количеством светильников. Для реализации такого подхода целесообразно использовать металлогалогенные светильники мощностью 70 или 150W с любыми типами лампы и отражателями. Уровень освещенности витрины, освещение которой выполненное в концепции «сделай как можно ярче», может достигать 3000 и даже 5000 люкс.

Такая концепция подойдет магазинам молодежной моды, спортивных товаров, дискаунтерам. Несколько лет назад, когда металлогалогенные светильники завоевывали российский рынок осветительного оборудования и стремительно получили широкое распространение в освещении магазинов, ярких витрин было очень много. Ярко освещенная витрина была наиболее простым способом выделить свой магазин на фоне соседних и привлечь внимание покупателя.

«Гонка вооружений» под девизом «кто сделает ярче» закончилась, когда ярко освещенных витрин стало слишком много и они перестали быть выгодным отличием магазина от конкурентов.

Представьте себе, что вы стоите в галерее торгового комплекса среди одинаково ярко освещенных витрин. Вашему глазу просто не за что «зацепиться»! В данном случае менее интенсивно освещенная витрина, скорее всего, привлечет ваше внимание.

Художественная подсветка витрин.

Основой второго подхода к освещению витрин, условно назовем его «художественная подсветка», является акцентное освещение отдельных элементов, предметов, деталей предметов внутри витрины. При сохранении достаточно большого количества светильников для освещения витрины данная концепция требует уменьшения мощности каждого светильника и ограничения угла рассеивания светового потока, исходящего от светильника, значением 24 градусов.

Такое освещение витрин можно также назвать «театральным» или «драматическим». Выделяя светом отдельные элементы в витрине, создавая «игру тени и света», можно добиться объемной «театральной» «картинки» в витрине.

Для реализации данной концепции освещения витрины подойдут галогенные светильники с применением ламп AR111. Данный тип ламп прожекторного типа выпускается в различных вариантах угла рассеивания светового потока 8, 24 и 45 градусов, что позволяет создавать концентрированную подсветку деталей интерьера витрины.

Что касается светильников и прожекторов с использование металлогалогенных ламп, то в рамках данной концепции, возможно использовать металлогалогенные светильники и прожектора с лампами G12, G8,5, CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) мощностью 20, 35, реже 70W. Некоторые современные модели металлогалогенных встраиваемых светильников и металлогалогенных прожекторов для установки на шинопровод с лампами G12 и G8,5 имеют два варианта отражателей, например, 10 и 40 градусов, что также позволяет ограничивать угол рассеивания светового потока. Металлогалогенные лампы CDMR-PAR30 PHILIPS(HCIPAR30 OSRAM), CDMR-111 PHILIPS(GX8,5 OSRAM) подобно лампам AR111 имеют различную «градусность» самой лампы.

Количество светильников для освещения одного объекта внутри витрины, например манекена, может варьироваться от трех до семи, в зависимости от мощности и типа лампы. Возможны различные комбинации светильников: галогенные точечные светильники или галогенные светильники под лампы AR111 8 или 24 градуса в сочетании с металлогалогенными светильниками, галогенные светильники AR111 8 градусов в сочетании с такими же светильниками 24 градусов и так далее.

Подход к освещению витрин, который мы условно назвали «художественная подсветка», в большей степени, подойдет торговым маркам ориентированным на средний и высокий ценовые сегменты модной одежды, обуви и других товаров. Однако, в последнее время, освещение в этом стиле витрин менее дорогих магазинов тоже не редкость.

В рамках концепции «художественная подсветка» можно дать несколько практических советов по освещению витрин:

- Старайтесь выделить функциональную деталь наряда на манекене, чтобы придать экспозиции естественный вид.

- Создание теней при помощи направленного света позволит придать вашей витрине «жизни».

- Чтобы избежать ситуации, когда наряд будет выглядеть неприлично, не направляйте свет прожекторов на бедра манекена.

- Не используйте слишком много света. Это может визуально уменьшить размеры витрины. К тому же, «переборщив» со светом, вы теряете возможность создания драматических эффектов в витрине, о которых мы говорили ранее.

- Слишком яркое освещение витрины может также показать недостатки, как на товар, так и на самом манекене

- Попробуйте создать иллюзию. Освещение витрины, как и освещение в театре должно создавать определенную таинственность и неизвестность.

- Не располагайте световые приборы слишком близко к товару. Минимальное расстояние от галогенного или металлогалогенного светильника до товара 1 метр. В противном случае, товар очень быстро подвергнется выцветанию.

- Не стоит забывать о том, что для того чтобы прожекторы работали эффективно и долго, на этапе проектирования витрины следует предусмотреть вентиляционные отверстия для оттока горячего воздуха. Иначе, если витрина будет небольшой и герметичной, трансформаторы могут самопроизвольно отключаться (сработает реле защиты от перегрева). Да и лампы вследствие перегрева будут служить намного меньше положенного.

Светодиодная подсветка витрин.

Нельзя не упомянуть об использовании светодиодных световых приборов для освещения витрин. Светодиодные светильники, лампы, светодиодные линейки и ленты все прочнее входят в арсенал современного светодизайнера, светотехника и специалиста в области визуального мерчандайзинга. Светодиодные световые приборы являются основой третьего подхода к освещению витрин магазина. Условно назовем его «креативным».

Светодиоды позволяют создать абсолютно новые, недоступные для других светильников визуальные эффекты. Например, освещение изменяющее цвет, которое можно запрограммировать в зависимости от времени суток, сезона, начала распродажи и прочих обстоятельств.

Даже моноцветная светодиодная подсветка способна удивить насыщенностью цвета и неповторимыми оттенками.

Стоит отметить, что светодиодная подсветка витрин не обязательно должна быть цветной. На рынке технического света появилось довольно много светодиодных светильников и прожекторов со светодиодными лампами для акцентного освещения. По интенсивности светового потока они могут соответствовать металлогалогенным светильникам мощностью до 35Вт или галогенным светильника мощностью до 50Вт.

Для отдельных видов товара, например, ювелирные украшения, светодиодная подсветка витрин – насущная необходимость. Именно свет светодиодов позволяет представить ювелирные украшения «в наиболее выгодном свете».

Помимо конструкций с применением моноцветных или RGB (с возможностью изменения цвета свечения) светодиодных светильников и светодиодного дюралайта, для оформления витрин могут использоваться светящиеся материалы на полупроводниковой основе, в частности тонкие светящиеся панели, которые к тому же можно сгибать и резать, неоновые конструкции, диммируемые (с возможностью плавной регулировки интенсивности освещения) системы освещения. Технический прогресс не стоит на месте и возможно уже в недалеком будущем нас с вами ждут интерактивно освещаемые витрины.

И еще один момент, на который хочется обратить ваше внимание – выбирая осветительные приборы для витрины вашего магазина, не забывайте о дизайне самих светильников. Их внешний вид должен соответствовать создаваемому вами образу вашей витрины. Либо светильники должны быть максимально незаметными, либо, наоборот, привлекать к себе внимание необычным дизайном, подчеркивая эксклюзивность образа торговой марки.

Какой бы подход к освещению витрины своего магазина вы не выбрали, помните о главном: витрина – это первое впечатление покупателя о магазине. Не стоит экономить на оформлении и освещении витрины, если вы хотите видеть покупателя в вашем магазине.

С.Исполатов

Компания СТК Системы освещения..

Санкт-Петербург Свяжитесь с нами