Проблемы современного этапа развития архитектурного освещения зданий в России.

Доступно о светотехнике
Проблемы современного этапа развития архитектурного освещения зданий в России.
Проблемы современного этапа развития архитектурного освещения зданий в России.
Европейские столицы радуют глаз в ночное время искусстно подсвеченными фасадами дворцов и памятников архитектуры. «Кудесники света» архитекторы и светодизайнеры творят чудеса, создавая яркие, запоминающиеся световые решения по подсветке фасадов.
Россия активно пытается догнать Европу по уровню и красоте архитектурного освещения фасадов зданий. Крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург разрабатывают специальные программы по созданию архитектурной подсветки. Программы «Светлый город» заметно улучшили современный облик ночных городов Российской Федерации.
Однако, этих усилий явно недостаточно. В первую очередь не хватает специалистов по профессиональному архитектурному освещению зданий. Европейские и мировые школы светодизайна имеют многолетнюю историю и выпустили уже десятки поколений светодизайнеров и архитекторов, профессионально занимающихся подсветкой фасадов зданий и проектированием освещения городской среды.
В России еще несколько лет назад такого понятия как профессиональный светотехник и архитектор не существовало. Не многим ситуация улучшилась и сейчас. Множество частных лиц считает себя специалистами в области светотехнического проектирования и в частности архитектурного освещения зданий. Однако, их опыт практической реализации проектов архитектурного освещения фасадов не может сравниться с опытом зарубежных коллег.
Вторым фактором, останавливающим активное, а самое главное качественное развитие архитектурного освещения фасадов зданий, является недостаток финансирования проектов архитектурной подсветки. Деньги, выделяемые городскими властями на нужды архитектурного освещения, часто, проходя через многочисленных посредников, оседают в их карманах, а реальная стоимость светотехнического оборудования завышается с целью получения взяток.
Развитие архитектурного освещения пытаются отчасти возложить на плечи частных инвесторов. Отдавая частному инвестору здание под реконструкцию и последующее использование, городские власти зачастую обязывают инвестора выполнить архитектурное освещение фасадов здания. Иногда, архитектурное освещение фасада является инициативой самого инвестора, стремящегося создать привлекательный внешний вид здания после его реконструкции.
К сожалению, российские светодизайнеры, выполняя проект архитектурного освещения фасада, не утруждают себя большим разнообразием используемого светотехнического оборудования. В основном, используются металлоаглогенные прожектора мощностью 70 и 150W с различными типами отражателей.
Архитектурное освещение в европейском понимании отличает гораздо больший список применяемого осветительного оборудования. Для архитектурной подсветки фасада могут использоваться светильники меньшей мощности, создающие эффекты «точечной» подсветки, светодиодные прожектора, светильники, имеющие специальную оптику для реализации различных световых эффектов.
В основном, ограниченность российских светодизайнеров в выборе осветительного оборудования обусловлена низким уровнем знаний возможностей европейских производителей светотехники. Отсутствие информации о новых возможностях светотехнического оборудования европейских производителей – целиком и полностью вина самих европейских производителей.
Поставленную систему информирования светотехнического сообщества имеют хорошо представленные на российском рынке светотехники компания FAEL LUCE и ряд других итальянских производителей светильников для архитектурного освещения заданий. Другие производители, видимо, концентрируют свои усилия по продвижению продукции на других рынках, таких как Восточная Европа, Прибалтика и даже Белоруссия.
В последнее время, стало активно развиваться архитектурное освещение фасадов зданий с использованием светодиодных прожекторов и цветодинамических систем освещения. Заливающая подсветка фасада задания, плавно изменяющая цвет или имеющая статичную цветовую окраску, эффектно смотрится в темное время суток. Среди объектов архитектурного освещения подсвеченных таким образом доминируют торговые и развлекательные центры. Торговые комплексы в погоне за «покупательским трафиком» охотно инвестируют средства в освещение фасадов своих зданий.
Принимая во внимание, что архитектурное освещение фасадов зданий в России развивается и достаточно активно, можно предположить, что по уровню и красоте архитектурной подсветки, по мастерству светодизайнеров и спецификации применяемого светотехнического оборудования мы будем идти за всем остальным миром, который ушел далеко вперед, и, возможно, когда-нибудь его догоним.
С.Исполатов
Компания СТК.
Санкт-Петербург Свяжитесь с нами